http://s.kinozal.tv/i/poster/1/1/1335811.jpg

Оригинальное название: Битва за Севастополь
Год выпуска: 2015
Жанр: Военный, ВОВ, драма, реальные события
Выпущено: Россия, Украина, Новые люди
Режиссер: Сергей Мокрицкий
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков, Никита Тарасов, Джоан Блэкэм, Полина Пахомова, Владимир Лилицкий, Анатолий Кот, Нателла Абелева-Таганова, Валерий Гришко

О фильме:

Любовь под нескончаемым огнем противника, дружба с Элеонорой Рузвельт, выступление на конференции, повлиявшее на исход Второй мировой войны, желание жить и страх потерять любимого человека — справится ли со всем этим хрупкая женщина?
Это реальная история Людмилы Павличенко — легендарной женщины-снайпера. Солдаты шли в бой с ее именем на устах, а враги устроили на нее охоту. На поле битвы она видела смерть и страдания, но самым серьезным испытанием для нее стала любовь, которую у нее могла забрать война…

 

ГЕРОИНЯ

Людмила Михайловна Павличенко (1916-1974)

Людмила Павличенко осталась в истории как самая результативная женщина-снайпер 2-й мировой войны, Герой Советского Союза. На ее счету всего за год было 309 уничтоженных военнослужащих противника (в том числе 36 снайперов). Для примера: у легендарного героя Сталинграда Василия Зайцева, о котором снят фильм «Враг у ворот», за четыре года было 211 пораженных целей. А ведь Людмиле было всего 25 лет!

Родилась героиня 1 июля 1916 года в городе Белая Церковь, позже семья переехала в Киев. Окончив школу, она несколько лет проработала на заводе «Арсенал». Потом поступила на исторический факультет университета. Ещё студенткой Людмила отучилась на стрелковых курсах. Война ее застала в Одессе, где она работала над дипломной работой о Богдане Хмельницком. Людмила сразу приняла решение пойти добровольцем на фронт. Боевое крещение у нее состоялось под Одессой. В 1942 году, когда ее эвакуировали на подлодке из осажденного Севастополя, за плечами Людмилы уже были героическая оборона Одессы и Севастополя, несколько ранений и контузий. Ее имя знали не только советские бойцы, но и враги, потому что от снайперского огня фашисты несли большие потери.

После лечения Людмила Павличенко была комиссована из армии и направлена в составе делегации в США и Великобританию, где должна была рассказывать о борьбе с нацизмом и призывать союзников к открытию Второго фронта. Людмила покорила американцев, ее фото охотно публиковали газеты. Известный американский фолк-певец Вуди Гатри написал о ней песню Miss Pavlichenko.

В Америке она познакомилась с женой президента США Франклина Рузвельта. Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу в Белый дом. Они стали друзьями, позже долго переписывались. В 1942-м Элеонора Рузвельт устроила советской делегации своеобразное агитационное турне по США. Во ходе этой поездки в Чикаго Людмила Павличенко произнесла ставшую исторической речь: «Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Получилось так, что Павличенко была результативна не только как снайпер, но и как дипломат.

Когда она вернулась в Москву, Сталин лично ей вручил звезду Героя Советского Союза и больше никуда не посылал воевать. До окончания войны Людмила Павличенко преподавала на снайперских курсах «Выстрел». В 1945 году она завершила свое обучение в Киевском университете. Была переведена в Москву, где работала научным сотрудником Главного штаба ВМФ, написала диссертацию. Участвовала в международных конгрессах и конференциях, вела большую работу в Советском комитете ветеранов войны. Награждена двумя орденами Ленина, медалями. Родила сына. Написала автобиографическую книгу «Героическая быль». Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В обыденной жизни Людмила Павличенко была проста, не кичилась своими заслугами. В Центральном музее Вооружённых Сил есть экспозиция, посвящённая ей. Там представлены подарки знаменитому снайперу-женщине: винтовка, оптический прицел и многое другое. Но самый трогательный подарок – рогатка, подаренная ребятишками Севастополя, для которых в 1942 году она была безусловным кумиром.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Идейным вдохновителем картины о снайпере Людмиле Павличенко была Екатерина Копылова, которая в 2012 году возглавляла Госкино Украины. Она хотела объединить две страны в работе над масштабным сюжетом из недавней общей истории. Идея увлекла продюсеров. Решение о съемках «Битвы за Севастополь» было принято в декабре 2012 года руководителями двух кинокомпаний – Натальей Мокрицкой («Новые люди», Россия) и Егором Олесовым («Кинороб», Украина). Фильм был запущен в производство в феврале 2013 года. Проект финансово поддержало Министерство культуры РФ и Госкино Украины. Совокупный бюджет составил около пяти миллионов долларов. Съемки начались осенью 2013 года. Они проходили в Севастополе, Балаклаве, Киеве, Одессе, Каменец-Подольском. Съемочный период завершился 15 июля 2014 года.

Проект фильма был представлен на международных кинофестивалях в Каннах, Берлине, Торонто, Одессе.

Наталья Мокрицкая, продюсер фильма:

«…Познакомившись близко с историей нашей героини, с подробностями обороны Севастополя, мы быстро поняли, что не хотим делать обычное юбилейное кино к 70-летию Победы. Людмила Павличенко, ее трудная, но яркая жизнь, ее подвиги стали для нас камертоном. Наверное, поэтому, несмотря на постоянно меняющиеся и очень конфликтные политические и экономические обстоятельства, съемочный процесс шел точно по графику, без срывов. Мы счастливы, что наша киногруппа работала четко и дружно. Это лишний раз подтверждает, что российские и украинские кинематографисты люди одной крови, и завершить фильм стало для всех нас делом чести.

Картина действительно получилась сложнее, чем мы предполагали в начале пути. Дело не только в организации масштабных съемок и спецэффектах. «Битва за Севастополь» – это фильм о женщине на войне. А точнее о том, что женщине на войне не место. Конечно, на войне никому не место. Но женщине – в первую очередь. Наша героиня убила 309 фашистов, и вряд ли ее можно назвать слабой. Но разве судьба сильной женщины на войне менее трагична? У войны хватит сил сломать любого. Однако наша героиня оказалась несломленной.

Выбирая в жизни Людмилы Павличенко эпизод, который станет центральным в фильме, мы сознательно остановились на обороне Севастополя. Потому что это – не самая известная массовому зрителю, но очень драматичная страница Великой Отечественной войны. Защитники города, сражавшиеся до последнего патрона, в итоге были брошены в осажденном городе, а те из них, кто попал в плен, объявлены предателями. До последнего люди ждали и верили, что их спасут, собравшись на рейдовом причале у 35-й береговой батареи. Но не дождались. Их было так много, что причал рухнул под ними. Как мы узнали, некоторые из тех, кто пережил обрушение пирса 2 июля 1942 года, сегодня еще живы. В память тех, кто погиб и кто выжил, мы хотели максимально точно воссоздать все то, что происходило в те дни в Севастополе. Поэтому в своей работе активно использовали архивные данные, дневники участников событий, кинохронику.

Еще один эпизод в жизни Людмилы Михайловны – её поездка в Америку в составе советской делегации, агитировавшей за открытие Второго фронта - стал самостоятельной сюжетной линией. Эти события в фильме разворачиваются параллельно рассказу о битве за Севастополь, оттеняя и акцентируя его. Здесь появляется еще один важный персонаж фильма – Элеонора Рузвельт, организатор той самой поездки. Мы рассказываем историю сближения и дружбы таких разных, но и похожих женщин. Обе они – сильные личности, не до конца принятые и понятые, потому что общество было не готово видеть женщин равными мужчинам. А уж сильнее их – тем более. Тема «сильной женщины» также являлась предметом исследования в нашем фильме.

Главный вопрос для нас: может ли наша героиня, пройдя сквозь кровь и смерть, потеряв близких и любимых, остаться несмотря ни на что женщиной, сохранить в себе человека?

Мы искренне верим, что может. И наш фильм – об этом!

Сергей Мокрицкий, режиссер фильма:

«…Лично для меня на этом фильме многое удивительным образом замкнулось. Как будто вся жизнь готовила меня к этому. Я еще мальчишкой всегда приставал к ветеранам, чтобы они рассказали мне о войне. Окончив ВГИК, снял документальный фильм о Борисе Васильеве, авторе повести «А зори здесь тихие», романа «В списках не значился». Много с ним общался. Позже, когда я имел возможность наблюдать и снимать Александра Солженицына как оператор, то с ним в разговорах тоже возвращался к теме войны. Поэтому съемки «Битвы за Севастополь» я воспринял как некое духовное испытание для себя, как редкую возможность профессионально прикоснуться к теме, которая волнует меня всю жизнь.

Для меня очень важно и то, что героиней фильма стала такая потрясающая личность, как Людмила Павличенко, реальная женщина, легендарная, но незаслуженно забытая. Уникальной силы характер! А снайпером Людмила Павличенко была феноменальным. До сих пор жива бабушка Хижняк в Балаклаве под Севастополем, которая ее знала во время войны. Я с ней много разговаривал. Она уверяла меня: «Людмила реально умела становиться невидимой». Когда мы говорим о женщине на войне, то первым делом вспоминаем «А зори здесь тихие». Но после фильма Станислава Ростоцкого такого подробного раскрытия этой темы у нас в кино больше не было. А ведь во время войны 800 тысяч молодых женщин добровольцами пошли на фронт, и больше половины из них погибло. Мне хотелось рассказать о подвиге этих девушек, о том, насколько им было тяжело делать жестокую мужскую работу.

Впрочем, для меня «Битва за Севастополь» - не только фильм о войне, хотя здесь, конечно, есть бои, взрывы, эскадры, падающие самолеты и уходящая на глубину подлодка. Но я хотел снять кино о человеке. О сильном человеке! А еще о любви. Война, как ни странно, хотя и корежит жизнь нашей героини, но при этом дает ей возможность очень ярко проявить себя, свои чувства. В фильме есть еще и ее альтер-эго – медсестра Маша. Это – выдуманный персонаж, без которого эта история была бы неполной. Она – тоже сильная личность, но у нее нет таланта убивать как у героини. У них у каждой свой счет на войне. Одна говорит: «Я сегодня троих убила». Другая ей отвечает: «А я только двоих спасла, один по дороге умер».

Фильм основан на реальных событиях, в нем показаны реальные герои войны. Правда, первоначальный сценарий имел совсем мало общего с биографией Людмилы Павличенко. Но мы с продюсерами решили, что ветеранам эта красивая ложь не понравится. Ведь еще живы люди, участвовавшие в тех событиях. Порывшись в архивах и изучив биографическую литературу, мы увидели, что жизнь куда ярче и фантастичней любых придуманных сюжетов.

На главную роль мы пробовали множество молодых актрис. Но больше всего меня поразила актерская сила Юлии Пересильд. Я даже во время проб не заметил, что она была на шестом месяце беременности. И заставлял ее делать физические упражнения, носить тяжелое ружье, потому что в кино ей предстояло провести с ним «в обнимку» три месяца – ползать с ним по камням, лежать на земле, стрелять чистить и так далее. Юлия – замечательная актриса, которая одинаково хорошо может сыграть и юную девушку, и возрастную роль. На мой взгляд, сегодня в России она –лучшая. Нам, конечно, пришлось подстраиваться под ее плотный рабочий график, но игра стоила свеч. Сейчас Людмила Павличенко – любимая и центральная роль в ее актерской карьере.

Действие картины захватывает большой временной пласт с 1937 по 1957 год. Начинается все в 1957 году, когда в Москву, в квартиру Людмилы Павличенко на Смоленском бульваре приезжает Элеонора Рузвельт. Они действительно были знакомы, дружили и переписывались. И письма эти сохранились. Нам показалось, что Элеонора Рузвельт может стать идеальным рассказчиком истории снайпера Павличенко – ведь через ее судьбу она смогла увидеть страшную войну, которая шла на другом континенте. Первую леди США в нашей картине сыграла британская актриса Джоан Блэкхем («Дневник Бриджит Джонс»). На эту роль мне был нужен человек особого сорта. Я имею в виду аристократизм, манеру подавать себя. С Джоан мы не ошиблись – она прекрасна. И работала, несмотря на возраст, по 12 часов в сутки.

Людмила Павличенко успела написать автобиографию «Героическая быль», где рассказала и о своей самой большой любви – о снайпере-напарнике Леониде Киценко. Снайперы же работают парами! Эта роль досталась Евгению Цыганову, актеру тонкому и мощному одновременно. Никита Тарасов, знакомый зрителям по сериалу «Кухня», играет одесского врача Бориса Чопака, который прошел рядом с Павличенко всю войну и остался в Севастополе, отдав ей свою эвакуационную бронь, и погиб там. Он был подполковником, врачом, ценным специалистом, его хотели спасти, но он спас ее. А первую любовь в жизни нашей героини, мужчину, который научил Людмилу воевать, сыграл Олег Васильков.

Кстати, оказалось, совсем непросто найти актеров на роль снайперов. Потому что снайперы не могут быть ни холериками, ни мужественными красавцами. Это – спокойные, невысокие, умные, все замечающие, хитрые люди. Актер в такой роли должен, лежа в засаде и не шевелясь, сыграть сложную драматическую сцену. Вот Васильков и Цыганов это умеют. За крупным планом этих артистов интересно наблюдать. А актеры, которые играют «навылет», не годятся. Такие бы на войне погибли в первый день.

Изобразительно картина поделена на три блока. Грязная, черно-белая война и как контраст к ней – цветовой хаос нескольких довоенных лет и акварельная картинка мирной Америки. Оператором фильма был замечательный украинский профессионал Юрий Король.

Конечно, нельзя не сказать про атмосферу на площадке. Съемочная группа «Битвы за Севастополь» была интернациональной – в ней работали русские, украинцы, литовцы, поляки, евреи. Несмотря на сложный период в отношениях наших двух стран, России и Украины, политику мы исключили из разговоров. Для меня было важно, чтобы отношения в нашей съемочной группе стали конструкцией правильных отношений между нашими странами, то есть доброжелательными и рабочими.

Когда еще на стадии проекта мы проходили питчинг на Украине, в Киеве, в министерстве культуры мне на украинском языке (на нем шло представление проекта) задали вопрос: «Про какую войну вы будете снимать кино – про Великую Отечественную или Вторую мировую?» Я ответил: «Меня зовут Сергей. Назван я в честь своего дяди, который погиб 8 мая 1945 года. Скажите мне, пожалуйста, на какой войне он погиб – на Великой Отечественной или на Второй мировой?» В нашем фильме мы говорим о проблемах, которые выше этого вопроса. Как соотносятся молодая девочка и война рядом с ней. Как убить человека и при этом остаться человеком. Я не сверял эти темы с выпусками новостей, не искал аллюзии. Для меня этот фильм – страница нашей общей истории, которая не дает нам права стать врагами».

Юлия Пересильд, исполнительница роли Людмилы Павличенко:

«Подготовка к съемкам шла в течение полутора лет. Роль женщины-снайпера во многом меня изменила. Хотя работа была сложной, но я с трудом расставалась со своей героиней. Мне с ней было очень комфортно. Комфортно, потому что, как мне кажется, я максимально приблизилась к своей героине. Пожалуй, впервые в своей актерской биографии мне хотелось рыдать, когда закончились съемки. Невероятно понравилось работать с режиссером Сергеем Мокрицким. Он создал очень профессиональную, дружную, сплоченную команду, и был в ней настоящим командиром. Сергей – очень мудрый человек, в чем мы убеждались буквально каждый день, работая в условиях сегодняшней непростой ситуации. Несмотря ни на что нам удалось сделать общее дело.

Помогало и партнерство с Евгением Цыгановым. Правда, раньше я немного его побаивалась. Мне казалось, что он замкнутый, сложный в общении. Да, он не из тех, кто сразу открывает другому человеку свою душу. Но мне с Женей было так интересно работать – не передать. Мы с ним говорили по существу, по сценарию, анализировали, разбирались сцены втроем (Мокрицкий, Женя, я). Просто говорили о жизни, о людях, которые пережили войну, о чем-то личном, «копая» тем самым вглубь. К сожалению, такая подробная работа в современном кино бывает нечасто».